НИКЕО-ЦАРЕГРАДСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ


Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, и чрез Которого все сотворено, сошедшего с небес ради нас, людей, и нашего ради спасения; воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося, и распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного, и воскресшего в третий день по Писанию, и вознесшегося на небеса, и сидящего одесную Отца, и снова грядущего во славе судить живых и мертвых; Его же царствию не будет конца.

И в Духа Святого, Господа и Животворящего, от Отца и Сына исходящего, с Отцом и Сыном достойного принять поклонение и прославление, говорившего через пророков.

И во единую святую, христианскую (кафолическую) и апостольскую Церковь.

Исповедую единое Крещение во оставление грехов, ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.


Александриец Арий (256 - 336 гг.) вызвал серьёзный богословский спор и разлад в христианстве. Он отрицал божественность Христа и учил, что Христос не одно существо с Отцом, а также, что Христос не только как человек, но и как Сын Божий ниже Отца. Александрийский епископ Александр созвал церковный собор, осудивший учение Ария и отлучивший его от церкви.

Философствование Ария получило, тем не менее, большую поддержку, так что для рассмотрения этого дела в 325 году по поручению императора Константина был созван в Никее первый вселенский церковный собор. Под влиянием александ­рийского диакона Афанасия (ок. 296 — 373 гг.) собор провозгласил свою веру в равную божественность Отца и Сына. Это положение было внесено в символ веры, происходивший из Иерусалима и представлявший собой раннюю форму Апостольского исповедания веры.

На Константинопольском вселенском церковном соборе 381 года символ веры был расширен, чтобы опровергнуть новые еретические учения, и было дано разъяснение сущности и места Святого Духа.

Первичным языком символа веры был греческий. Его латинская форма почти столь же древняя.

Так появился Никео-Цареградский символ веры, который кратко именуется Никейским исповеданием веры (Nicaenum).

В конце VI века в западном христианстве в Никейский символ веры после слов "И в ГОСПОДА Святого Духа, Который животворящ; Который исходящ от Отца" добавили слово filioque ("и Сына") — по доктринальным причинам, желая объявить, что Святой Дух исходит также и от Сына, а не только от Отца. Восточная церковь этого не приняла, потому что слово filioque отсутствовало в первоначальном исповедании веры. Это добавление, сделанное в западном христианстве, основано на учении Библии. Ведь Святой Дух — это Дух Христа (Гал. 4,6; Рим. 8,9; 2 Фее. 2,8), и Христос посылает Его (Иоан. 15,26; 16,7), так что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына.

В лютеранской церкви Никейский символ веры употребляется в богослужении специально по большим праздникам.

«КНИГА СОГЛАСИЯ»
Символические книги евангелическо-лютеранской церкви
Под редакцией д-ра Маркку СЯРЕЛЯ


Rambler's Top100Rambler's Top100       Valid HTML 3.2!

Hosted by uCoz